ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ — это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения.
Указ Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования).
Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г:
Цель программы – качество образования, которое характеризуется: cохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Федеральный уровень
- Письмо Минпросвещения России от 14.09.2021 № 03-1510 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности»
- Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года»
- Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства просвещения РФ от 06.05.2019 № 590/ 219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»;
- Письмо Министерства просвещения РФ от 12.09.2019 № ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»
- Государственная программа РФ от 26.12.2017 № 1642 «Развитие образования» (2018-2025 г.г.) Цель программы: сохранение лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текста (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественно-научного образования (TIMSS); повышение позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).
Региональный уровень
- Приказ Министерства образования Калининградской области "О проведении апробации заданий для формирования функциональной грамотности обучающихся 6-10 классов по шести направлениям (математической, читательской, естественнонаучной, финансовой грамотности, глобальной компетентности и креативному мышлению) в общеобразовательных организациях Калининградской области в 2021 году" от 30.09.2021г. № 1097/1
- Письмо ГАУ КО ДПО "Институт развития образования" от 23.09.2021г. №789
- Приказ Министерства образования Калининградской области "О проведении исследования по оценке функциональной грамотности с использованием компьютера в 8 классах в Калининградской области в 2022 году" от 15.08.2022г. № 996/1
Муниципальный уровень
- Приказ от 22.09.2021 №155/3 План мероприятий по финансовой грамотности
- Приказ от 16.09.2021 №153/1 О проведении исследования по оценке финансовой грамотности с использованием компьютера в 7 классах в Черняховском городском округе в 2021-2022 учебном году
Школьный уровень
- Приказ от 27.09.2021 № 87-ОД Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся
- План мероприятий по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся МАОУ «СОШ №4 г.Черняховска» на 2021/22 учебный год
- Аналитическая справка по итогам исследования по оценке функциональной грамотности с использованием компьютера в 7-х классах МАОУ «СОШ №4 г.Черняховска» (17 октября 2021 года)
- План по формированию функциональной грамотности 2022-2023 учебный год
Банк тренировочных заданий, диагностических работ по функциональной грамотности:
- Медиатека (prosv.ru). Электронные учебники в Медиатеке. 1000 учебников с интерактивными объектами и удобной навигацией. Можно использовать через сайт или мобильное приложение.
Доступ к электронным учебникам издательства «Просвещение». - Электронный банк заданий по функциональной грамотности.
- Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся».
- Банк заданий PISA.
- Мастер-классы PISA.
- Онлайн-курсы повышения квалификации при подготовке к PISA.
- Издания центра ГГТУ Учитель будущего.
- Функциональная грамотность в современном образовании. Сборник заданий для подготовки к международному сравнительному исследованию PISA.